ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ

картинка Выпускница Пензенского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»
психолог А.Р. Янгазина

2015-01-28 13:50:08

Исследование посвящено проблеме изучения личностных особенностей покупателей интернет-магазинов.

Личностные особенности потребителей стали выделяться в качестве предмета исследования уже более 50 лет назад. Данное направление сформировалось как самостоятельное в Америке, в рамках психологии маркетинга. Обусловила это событие потребность производителей товаров и услуг в понимании поведения потребителя [1]. В России необходимость исследования личности потребителей появилась сравнительно недавно, когда в 90-е годы XX века первые розничные предприниматели получили легальную возможность ввоза и продажи импортных товаров.

В настоящее время стали активно изучать личностные особенности потребителя, так как от них зависят потребности покупателей, исходя из которых, необходимо производить товары и услуги, а так же правильно выстраивать политику своей компании. Исследователи выделили множество всевозможных типов потребителя. Малая часть из них относятся к сфере Интернет услуг, и ни одна из них не адаптирована должным образом к российским условиям. Тем более не представляется возможным найти такую узкоспециализированную психологическую типологию личности потребителя, которая была бы ориентирована на интернет-магазины.

Актуальность исследования личностных особенностей покупателей интернет-магазинов бесспорна. По данным Российского интернет форума «russianinternetforum.ru» в 2012 году количество интернет-магазинов в Рунете достигало 30 000. В год закрываются порядка 10 %, но на их место приходят 20-30% новых компаний. Этот рынок обещает вырасти в 2 раза за ближайшие четыре года. А аудитория самих интернет магазинов насчитывается более 14 миллионов пользователей и это не предел [4], для сохранения и преувеличения данного числа лиц необходимо рассмотреть их личностные особенности.

Целью нашего исследования является изучение личностных особенностей покупателей интернет-магазинов.

В основу исследования положена следующая гипотеза о том, что личностные особенности лиц, осуществляющих и не осуществляющих покупки в интернет-магазинах имеют различия, связанные с определенными личностными чертами и типом эмоциональной направленности.

Проблема личностных особенностей в психологии нами рассматривалась через категорию личности, которая является центральной психологической категорией. Нужно отметить, что данная категория относится и к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать – сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. В связи с этим можно привести слова Л.И. Божович о том, что проблема психологии личности состоит не только в том, что изучать, но и как изучать, то есть с каких позиций следует подходить к этому изучению [2].

В целях нашего исследования, был организован анкетный опрос и интернет-тестирование с использованием электронного ресурса «Диалог» (http://www.psycholog-58.ru/). В котором приняли участие свыше 100 интернет-пользователей, участники клуба «Шопоголики» и другие желающие в возрасте от 20 до 40 лет из разных городов и областей России (Пензенской, Брянской, Саратовская, Самарская, Хабаровской и др.).

С целью выявления регулярных пользователей интернет-магазинов и лиц, не совершающих покупки в интернет-магазинах, была составлена анкета. В данной анкете испытуемым предлагается ответить на несколько вопросов, включающих информацию о поле, возрасте, образовании, роде занятий, среднемесячном доходе, частоте покупок и причинах предпочтений покупок в интернет-магазинах. По результатам анкетного опроса была сформирована выборка нашего исследования. Первую группу составили лица осуществляющие покупки в интернет-магазинах регулярно, вторую группы лица, не пользующиеся услугами интернет-магазинов или совершающие покупки в Интернете не чаще 1-2 раза в год.

В качестве методов применялись: анкета, метод тестов, методы статистической обработки результатов исследования (φ* – критерий (углового преобразования Фишера), t-Стюдента).

На web-сайте «Диалог» http://www.psycholog-58.ru участникам эксперимента было предложено продиагностироваться по следующим методикам:

  1. 16-факторный личностный тест опросник Р. Кеттелла. Для выявления личностных черт интернет-пользователей. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только, качественную, но и количественную оценку внутренней природы человека, а так же, включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.
  2. Методика «Потребность в поисках ощущений» М. Цукермана. Использовался для изучения склонности к риску, оценки уровня потребности личности в новых ощущениях различного рода
  3. Методика диагностики эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова. Эта методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Результаты опроса показали, что большинство покупателей (80 %) интернет-магазинов в нашем исследовании составили женщины, и лишь 20 % – мужчины.

В основном интернет-магазинами пользуются квалифицированные специалисты (53 %), а также домохозяйки (27 %), руководители или заместители руководителей (13 %), и даже беззаботные (7 %).

У 60 % исследуемых высшее образование, у 20 % – среднеспециальное, у 13 % – неполное высшее, и у 7 % – неполное среднее.

Большинство испытуемых в нашей выборке (40 %) имеют доходы от 10 до 14 999 тыс., 33,3 % – от 20 до 29 999 тыс., 13,3 % – от 15 до 19 999 тыс., и 13,3% имеют доход менее 10 тыс. рублей.

В качестве основной причины предпочтения интернет-магазинов обычным, 80 % наших испытуемых называют удобство. Они считают, что такой способ покупки очень экономит время, освобождая его для других более важных занятий. 13 % наших испытуемых импонируют цены на необходимые им товары. 7 % испытуемых в качестве основной причины предпочтения интернет-магазинов обычным назвали временную невозможность посещения обычных магазинов в силу сложившихся обстоятельств (декретный отпуск).

Изучение личностных черт лиц составляющих выборку нашего исследования, позволили нам выявить типичные особенности поведения для каждой из исследуемых подгрупп.

Для выявления выраженности тех или иных личностных особенностей в исследуемых группах мы рассчитали среднее арифметическое для каждого показателя и сравнили их с помощью критерия t-Стъюдента. Для более наглядного представления результатов сравнения средних показателей личностных качеств в исследуемых группах был построен график (рисунок 1).

Анализ средних значений по каждой группе показал, что представители обеих групп имеют в своем большинстве схожие личностные качества.

картинка

Рисунок 1. Результаты сравнения средних показателей личностных качеств в исследуемых группах

 

Выявлено, что у покупателей интернет-магазинов значимо преобладают значения в факторах: H, I, N, Q1, Q4. Можно предположить, что у них более выражены определенные личностные качества по сравнению с лицами, не совершающими покупки в интернет-магазинах или покупающих не чаще 1-2 раза в год. Так они более смелы и предприимчивы, склонны к риску и авантюристичны, иногда импульсивны; обладают повышенной чувствительностью, художественным восприятием мира, часто действуют по интуиции; эстетически изощрены; любят экспериментировать, характеризуются аналитическим мышлением; более собранны и энергичны, часто активны, несмотря на утомляемость. Соответственно лица, не совершающие покупки в интернет-магазинах: более нерешительны и сдержанны; менее чувствительны, отличаются реалистичностью суждений, практичностью и некоторой жесткостью; более прямолинейны и естественны, часто довольствуются имеющимся; более консервативны, принимают только испытанное временем, с сомнением относятся к новым идеям; более спокойны и даже вялы, вплоть до апатичности, испытывают излишнюю удовлетворенность, невозмутимы.

 Результаты сравнения средних показателей типов эмоциональной направленности и потребности личности в поисках ощущений в исследуемых группах представлены ввиде отдельных гистограмм (рисунок 2). Анализ средне групповых результатов исследования типов эмоциональной направленности личности выявил наличие следующих тенденций.

 

картинка

Рисунок 2. Результаты сравнения средних показателей типов эмоциональной направленности в исследуемых группах

 

Выявлено, что у покупателей интернет-магазинов значимо преобладают показатели глорических эмоций, праксических эмоций, гностические эмоции, эстетические эмоции. Это означает, что покупатели интернет-магазинов имеют более высокую, чем лица не совершающие в покупки посредствам Интернет, потребность в славе и известности, потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов, потребность в получении знаний о новом и неизвестном, а также потребность в восприятии прекрасного.

Выявлено, что у лиц, не совершающих покупки в интернет-магазинах, значимо преобладают показатели гедонистичнских эмоций. Это говорит о том, что они имеют более высокую, чем покупатели интернет-магазинов, потребность в телесном и душевном комфорте. Комфортные условия для таких людей являются очень важными, а достижение комфорта вступает мощным мотивом деятельности.

Анализ степени выраженности типов эмоциональной направленности в рассматриваемых группах показал наличие следующих тенденций:

  1. Первое место в иерархии предпочитаемых эмоций в обе их группах занимает праксическая эмоциональная направленность;
  2. Остальные места в иерархии типов эмоциональной направленности в исследуемых группах не совпадают;
  3. Результаты предпочтения тех или иных эмоций в первой и во второй группе отличаются четкой выраженностью – каждому месту в иерархии соответствует определенная эмоция;
  4. В первой группе наиболее отвергаемыми эмоциями являются акизитивные, гедонистические и пугнические; во второй группе наиболее отвергаемыми эмоциями являются пугнические, акизитивные и глорические. Как мы видим, акизитивные и пугнические эмоции отвергаются обеими группами, то есть их представители не имеют потребности в накоплении вещей, выходящей за пределы практической нужды в них, а также представителям обеих групп свойственна потребность в безопасности и формирующаяся на фоне этой потребности осторожность. Покупатели интернет-магазинов имеют аскетическую установку личности, а лица, не совершающие покупки в интернет-магазинах, имеют желание быть незаметным.

Статистический анализ средне групповых результатов исследования потребности личности в поисках ощущений выявил отсутствие значимых различий в исследуемых группах.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования личностных особенностей покупателей инернет-магазинов, гипотеза нашего исследования о том что, личностные особенности лиц, осуществляющих и не осуществляющих покупки в интернет-магазинах имеют различия, связанные с определенными личностными чертами и типом эмоциональной направленности подтвердилась.

 

Список литературы.

 

1. Анализ интернет-аудитории России. – www.comcon-2.ru.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008

3. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.— Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.

4. Российский интернет форум РИФ+КИБ http://2012.russianinternetforum.ru/

5. Шахова И.П., Современные психологические проблемы воспитания, образования и формирования направленности личности: монография. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. – 136 с.