ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

картинка Выпускница Пензенского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»
психолог Т.И. Версткина

2015-01-29 15:43:16

Исследование посвящено изучению особенностей эмоционального интеллекта у студентов творческих профессий.

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания.

В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие, эмоциональный интеллект, как способность понимать отношения личности репрезентуемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); совокупность эмоциональных, социальных и личных способностей, которые влияют на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р.Бар-Он, 2000) [1].

Творческая активность в искусстве и художественно-образное отражение мира тесно связаны с эмоциональной сферой. Высокая чувствительность к эмоциональным человеческим переживаниям, нахождение средств для передачи эмоциональности художественного образа, являются необходимыми способностями для успешности в творчестве.

Актуальность темы нашего исследования подтверждается тем, что знания об эмоциональном интеллекте и его особенностях у творческих личностей до конца не раскрыты и только в настоящее время наши ученые анализируют все исследования зарубежных авторов по этой тематике и адаптируют к их социуму.

В психологической науке проблема эмоционального интеллекта человека отражена в многообразных аспектах.

Теоретическую основу исследования составляют положения зарубежной психологии об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловэя, Д. Карузо); теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; подходы отечественных учёных к категории эмоциональный интеллект (Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева), двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина и М.И. Манойловой.

Первоначально идея «эмоционального интеллекта» выросла из определения социального интеллекта.

Понятие социального интеллекта явилось связывающим звеном, для аффективной и когнитивной стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как познавательно-эмоциональный процесс.

Предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Питер Саловэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему.

Под эмоциональным интеллектом П. Саловэй и Дж. Майер понимали «способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений» [4].

Д. Гоулман отмечал, что эмоциональный интеллект – это интеллектуальная способность, которая включает в себя не только мыслительный процесс, сколько различные вне интеллектуальные факторы, такие как умение действовать целенаправленно и эффективно, с целью достижения успешности в определенных условиях.

В отечественной психологии проблема эмоционального интеллекта зарождалась в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Именно Л.С. Выготский в своих работах пришел к выводу что, интеллектуальные и эмоциональные процессы представляют собой единую систему, компоненты которой связаны между собой и оказывают друг на друга существенное влияние.

В настоящее время значительный вклад в изучение проблемы эмоционального интеллекта внесли отечественные психологи И.Н. Андреева, Д.В Ушаков, Д.В. Люсин, С.П. Сергиенко, Т.А. Сысоева, С.П. Деревянко и многие другие.

Д.В. Люсин, опираясь на имеющиеся в зарубежной психологии модели эмоционального интеллекта, выдвинул свою модель и определение эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Под способностью понимать эмоции, автор видит то, что человек:

- может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт появления эмоционального переживания у себя или у другого человека;

- может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;

- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которому она приведет.

Под способностью управлять эмоциями – это то, что человек

- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

- может контролировать внешнее выражение эмоций;

- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к управлению эмоциями и способность к пониманию эмоций может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей.

На основе данного понимания Д.В. Люсин выделяет внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ и МЭИ).

Межличностный эмоциональный интеллект включает в себя интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию.

Внутриличностный эмоциональный интеллект предполагает осознание своих эмоций и управление ими, контроль экспрессии и эмоциональную открытость [3].

Таким образом, в понятие эмоционального интеллекта включены характеристики, которые находятся между собой в отрицательной взаимосвязи. Такова связь между уровнем понимания собственных эмоций и умением влиять на эмоциональные состояния других людей, так в рамках одной личности эти характеристики могут резко расходиться.

В ряде работ эмоциональный интеллект связывают с эмоциональной компетентностью, как способностью личности к эффективному взаимодействию за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние.

Следует отметить, что отечественные ученые, как и зарубежные, уже в течение многих лет уделяют большое внимание проблеме эмоциональной регуляции поведения, не только при исследовании эмоционального интеллекта, но и при изучении лидерских качеств и при изучении креативности.

Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта.

Рассматривая проблему обусловленности эмоционального интеллекта, необходимо отметить, что все факторы или предпосылки его развития делятся на две большие группы: биологические и социальные.

В качестве биологических предпосылок развития эмоционального интеллекта выступают: функциональная ассиметрия мозга; наследственные задатки эмоциональной восприимчивости; свойства темперамента; уровень эмоционального интеллекта родителей; особенности переработки информации (ВРС).

К социальным предпосылкам развития эмоционального интеллекта относят: синтония; уверенность в своей компетентности; уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями; андрогинность; внешний локус контроля; религиозность [1].

Для выявления особенностей эмоционального интеллекта в нашем исследовании, приведем несколько примеров исследований отечественных авторов.

В работах И.Б. Есина по изучению эмоциональных особенностей у студентов различных специальностей выявили, что представители художественных профессий и психологи имеют более высокую экспрессивность речи, эмоциональный слух и эмпатию по сравнению с представителями технических специальностей; также выявилась связь эмоционального слуха с нейротизмом и эмпатией.

В исследовании эмоционального интеллекта среди студентов художественного и музыкального профиля обучения было выявлено, что по общему баллу эмоционального интеллекта художники и музыканты заняли промежуточное положение между психологами и представителями технических специальностей. Художники и музыканты не различаются между собой по уровню эмоционального интеллекта.

Творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли, а это указывает на то, что им присущи высокий уровень эмпатии и эмоциональная экспрессивность.

В исследовании В.С. Ошмариной выявлено, что актеры по сравнению с представителями других профессий проявляют большую подверженность чувствам, более впечатлительны, обладают широкой палитрой чувств, у них более выражено стремление постоянно отслеживать свои эмоции и чувства, и, несмотря на это, их поведение экспрессивно.

Л.О. Исмайлова выявила у актеров по сравнению с людьми технических профессий повышенную личностную тревожность и эмоциональную неустойчивость (нейротизм). Эмпатийность тоже более выражена у актеров, но различия выявлены только между группами мужчин. Тревожность выше у женщин, между актерами – мужчинами и женщинами различий по эмпатии нет.

Вопрос о роли эмоций в творческой деятельности неоднократно возникал при изучении процесса получения нового знания индивидом, и не всегда эта роль была положительной.

Постепенно понимание роли эмоций в творческом процессе расширялось. О.К. Тихомиров и его коллеги в своих исследованиях показали, что творческий процесс невозможен без эмоциональной активации.

Целью исследования было изучение особенностей эмоционального интеллекта у представителей творческих профессий на примере студентов Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого.

В основу исследования положена следующая гипотеза о том, что эмоциональный интеллект студентов-художников как представителей творческих профессий более развит по сравнению с эмоциональным интеллектом студентов нетворческих специальностей.

В исследовании приняли участие 20 студентов Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого, специальностей: дизайн и живопись, и студенты ПФ МНЭПУ 20 человек, специальностей юриспруденция и менеджмент организации. Для достижения поставленной цели применялись следующие методы: тестирование, метод математической обработки данных по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

Тестирование как метод исследования было выбрано, потому, что оно является наиболее удобным методом для опроса нашей выборки. Метод статистической обработки данных – t-критерий Стьюдента использовался, так как наши выборки не отличаются по численному составу и являются независимыми.

Методики исследования: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла; методика «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко.

Исследование эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, проводилось при помощи опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина [3].

По результатам исследования мы можем отметить, что 50 % студентов-художников обладают низкой способностью к осознанию своих эмоций, 55 % – имеют низкие способности вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, 35 % студентов творческих специальностей обладают очень низкими способностями понимать эмоциональное состояние людей на основе внешних проявлений, у 40 % студентов данной группы очень высокий уровень контроля экспрессии. Также мы можем сказать, что 50 % студентов нетворческих специальностей обладают средними способностями к осознанию и управлению своими эмоциями, 45 % – имеют низкие способности и потребности управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, у 20 % студентов юристов и менеджеров интегративный уровень эмоционального интеллекта на высоком уровне развития, 5 % на очень высоком. Для сравнения уровня развития эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, проводилась статистическая обработка данных по критерию t-Стьюдента для независимых переменных. Сравнение проводилось по составляющим методики между группами студентов творческих и нетворческих специальностей. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня развития эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими у студентов творческих и нетворческих специальностей

 

Понимание чужих эмоций

Управление чужими эмоциями

Понимание своих эмоций

Управление своими эмоциями

Контроль экспрессии

Интегральный показатель эмоционального интеллекта

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71

tЭмп

2,83*

2

2,69*

0.6

1

1.3

В результате произведенного исследования мы можем говорить о некоторых различиях в понимании своих и чужих эмоций у представителей творческих и нетворческих специальностей, т.е. показатели по некоторым шкалам имеют значимость p< 0,01.

Для исследования эмоционального интеллекта как способности понимать отношения личности у студентов творческих и нетворческих специальностей предназначена методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла [2].

По результатам исследования следует отметить, что 50 % студентов-художников имеют высокий уровень эмоциональной осведомленности. У 50 % студентов юристов и менеджеров эмпатия на высоком уровне развития, а у 60 % студентов-художников на низком уровне. Управление эмоциями и уровень самомотивации у обеих групп на среднем уровне развития.

Для сравнения уровня развития эмоционального интеллекта как способности понимать отношения личности, статистическая обработка данных проводилась по критерию t-Стьюдента для независимых переменных. Сравнение проводилось по составляющим методики между группами студентов творческих и нетворческих специальностей. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровня развития эмоционального интеллекта как способности понимать отношения личности у студентов творческих и нетворческих специальностей

 

 

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распоз. эмоций др. людей

Интегративный уровень

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71

tЭмп

0.8

0.2

1.6

3,85*

3,2*

1.1

В результате произведенного сравнения, мы можем говорить о различиях в уровне развития эмпатии и распознавании эмоций других людей у представителей творческих и нетворческих специальностей, т.е. показатели по некоторым шкалам имеют значимость p< 0,01.

Для исследования умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого у студентов творческих и нетворческих специальностей была использована методика «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко [2]. По результатам исследования уровня эмпатии следует заметить, что 65 % студентов-художников имеют низкий уровень развития эмпатии, 20 % средний уровень и соответственно 15 % высокий уровень развития эмпатии. Следует отметить, что 65 % студентов юристов и менеджеров имеют высокий уровень развития эмпатии, 25 % средний и 10 % низкий уровень развития эмпатии.

Для сравнения уровня развития эмпатии проводилась статистическая обработка данных по критерию t-Стьюдента для независимых переменных. Результат сравнения групп по умению сопереживать и понимать мысли и чувства другого представлен в таблице 3.

Таблица 3

Показатели уровня развития эмпатии у студентов творческих и нетворческих специальностей

 

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71

tЭмп = 4,56*

По результатам сравнения эмоциональной эмпатии у студентов творческих и нетворческих специальностей, видно, что существуют достоверные различия, т.е. полученное эмпирическое значение t (4,56) находится в зоне значимости p< 0,01.

Гипотезой исследования послужило предположение, что эмоциональный интеллект студентов-художников как представителей творческих профессий более развит по сравнению с эмоциональным интеллектом студентов нетворческих специальностей.

В результате сравнительного анализа исследования эмоционального интеллекта студентов творческих и нетворческих специальностей достоверные различия были выявлены в понимания чужих и своих эмоций, это говорит о том, что у студентов нетворческих специальностей данные способности развиты лучше, чем у творческих специальностей. Так же существуют достоверные различия в развитии эмпатии и распознавании эмоций других людей студентов творческих и нетворческих специальностей, это связанно с тем, что профессиональная деятельность нетворческих специальностей напрямую связана с общением с людьми, а так же с тем, что у студентов юристов и менеджеров опыт общения с людьми больше, чем у студентов-художников. Данный факт позволяет нам говорить о том, что гипотеза исследования не нашла свое подтверждение.

 

Список литературы

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 2 18 с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009 [электронный ресурс] URL: http://www.litres.ru, (дата обращения 15.11.2013).

3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.

4. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.apa.org/monitor/sep99/, (дата обращения 08.11.13).